Напряжение – один из основных параметров для определения функционирования аккумулятора. Это неслучайно, поскольку задача АКБ – выдавать достаточный заряд для запуска двигателя, разделять нагрузку генератора и обеспечивать работу разных систем, которые могут активироваться с выключенным мотором. Если напряжение слишком слабое, машиной невозможно пользоваться с комфортом. Давайте попробуем разобраться, как измерить уровень заряда и как он меняется в разных условиях.
Как правильно замерять напряжение на аккумуляторе автомобиля
Напряжение аккумулятора измеряется двумя приборами: мультиметром или вольтметром, лучше перед этим вынуть АКБ из автомобиля и дать остыть.
Снимите одну клемму и подключите к ней соответствующий щуп (красный – плюс, чёрный – минус), а другой – к неснятому зажиму. Переместите указатель на 20 DC volts и задайте постоянный ток.
Результаты будут зависеть не только от состояния батареи в целом, но и от времени, которое вы выбрали для замеров, поэтому лучше взять несколько проб:
- сразу после полной зарядки АКБ;
- после поездки;
- после особых нагрузок: запуска в мороз и т. п.
Таким образом, вы поймёте, насколько хорошо заряжается аккумулятор, как расходуется его энергия, и нет ли утечки тока.
Эксперты в области автомобильной электроники утверждают, что нормальное напряжение автомобильного аккумулятора должно находиться в пределах 12,4–12,7 вольт при выключенном двигателе. При этом, если двигатель запущен, напряжение должно увеличиваться до 13,7–14,7 вольт, что свидетельствует о правильной работе генератора. Если напряжение ниже 12,4 вольт, это может указывать на недостаточный заряд аккумулятора, что в свою очередь может привести к проблемам с запуском двигателя и снижению производительности электрооборудования. С другой стороны, напряжение выше 14,7 вольт может свидетельствовать о неисправности регулятора напряжения, что также требует внимания. Регулярная проверка состояния аккумулятора и его напряжения поможет избежать неприятных ситуаций на дороге и продлить срок службы аккумулятора.
Сколько вольт в заряженной АКБ
Нормальное напряжение аккумулятора зависит от степени его заряда. АКБ поделена, как правило, на шесть отсеков, каждый из них даёт по два V, следовательно, напряжение полностью заряженного аккумулятора нормально функционирующего автомобиля равно 12 V или чуть больше.
Этот показатель меняется в зависимости от того, подключено что-то к батарее, как к «донору» тока, или нет. Дополнительный элемент вносит собственное сопротивление и отражается на вольтаже. Итак, мы знаем, что аккумулятор автомобиля без нагрузки выдаёт 12 с небольшим V, а с нагрузкой значение меняется до 9 V.
Большие отклонения от этих цифр могут говорить как о неисправности самой батареи, так и о проблемах с проводкой в машине. Чтобы найти источник неприятностей, нужно проверить ёмкость и плотность внутренней жидкости АКБ, поискать разрывы цепи.
Теперь перейдём от того, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор, к тому, что покажет разрядившийся.
Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля считается нормальным
Давайте разберём, какое напряжение считается нормальным в разных условиях:
- сразу после снятия с зарядного устройства – 12,5–13,2 V;
- в «отдохнувшем» состоянии (после ночного простоя, без потребления энергии) АКБ выдаёт 12,6–12,8 V;
- если какие-то приборы продолжают работать, например, противоугонная система, то напряжение уменьшится на 0,02–0,05 V;
- при работающем двигателе значение составляет 13,6–14,2 V и сохраняется на таком уровне около десяти минут, а затем падает на две сотых (если падение резкое, то у вас слишком слабый генератор и слишком много дополнительных систем, нуждающихся в электричестве);
- когда вы проверяете вольтаж резистором с нагрузочной вилкой, то напряжение под нагрузкой будет примерно 9 V (это норма).
Обратите внимание, что допускать разрядки батареи нельзя, иначе в автомобильном аккумуляторе начнутся химические реакции взаимодействия серной кислоты с входящим в состав свинцом, и вместо электролита вы получите свинцовый купорос, от которого трудно избавиться.
Минимальное напряжение, до которого можно оттянуть момент зарядки, составляет 10,5 В. При более низком показателе вы не сможете не только завести машину, но и как следует зарядить АКБ, чтобы она вернулась к прежней высокой продуктивности.
Напряжение разряженной АКБ
Итак, разряжать батарею крайне не рекомендуется, потому что потом она не вернётся к утерянным эксплуатационным характеристикам. У некоторых АКБ есть световые сигналы, сообщающие о состоянии. Присмотритесь к ним:
- зелёный сигнал – заряженный аккумулятор;
- чёрный (тёмно-серый, коричневый) – пора заряжать;
- белый – нужно долить воды.
Если такой вспомогательной опции нет, то придётся проверять напряжение самостоятельно. Оно подскажет, насколько заряжен аккумулятор:
- 12, 6 В – 100%;
- 12,5 В – 90%;
- 12,4 В – 80%;
- 12,3 В – 70%;
- 12,2 В – 60%;
- 12,1–12,05 В – 50%;
- 11,9 В – 40%;
- 11,7 В – 30%;
- 11,5 – 20%;
- 11,3 – 10%;
- 10, 5 – 0%.
Таким образом, с каждой десятой долей падения напряжения уходит 10% заряда батареи. В морозную погоду лучше всё время держать аккумулятор в состоянии полного заряда, иначе он замёрзнет, и его потом трудно реанимировать. В электролите содержится вода, которой для смены агрегатного состояния на твердое нужно всего лишь 0 градусов.
В жару тоже подстерегают проблемы: в процессе работы аккумулятор нагревается, если прибавить к этому внешнюю температуру, то вода попросту выкипает, и её нужно подливать. Если этого не сделать, серная кислота, получившая полный контроль над электролитом, свяжет свинец и образует сульфат, который осядет в виде плёнки на металлические пластины АКБ. Она чрезвычайно активна и легко «цепляет» свободные элементы.
Чтобы не допустить подобных процессов и получить над ними полный контроль, лучше приобрести мультиметр и почаще измерять показатели напряжения.
Вопрос-ответ
Какое напряжение считается нормальным для автомобильного аккумулятора при его полной зарядке?
Нормальное напряжение для полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет примерно 12.6-12.8 вольт. Это значение указывает на то, что аккумулятор находится в хорошем состоянии и способен обеспечивать необходимую мощность для запуска двигателя.
Какое напряжение у аккумулятора считается низким и может указывать на необходимость подзарядки?
Напряжение ниже 12.4 вольт указывает на то, что аккумулятор частично разряжен и может потребовать подзарядки. Если напряжение опускается ниже 12.0 вольт, это может свидетельствовать о глубоком разряде, что может повредить аккумулятор.
Как проверить напряжение аккумулятора и какие инструменты для этого нужны?
Для проверки напряжения аккумулятора можно использовать мультиметр. Установите его на измерение постоянного напряжения (DC) и подключите щупы к клеммам аккумулятора: красный к положительной, черный к отрицательной. После этого считайте показания на дисплее мультиметра.
Советы
СОВЕТ №1
Проверяйте напряжение аккумулятора регулярно. Используйте мультиметр для измерения напряжения: в состоянии покоя оно должно составлять от 12.4 до 12.7 вольт. Если значение ниже, это может указывать на необходимость подзарядки или замены аккумулятора.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на напряжение при запуске двигателя. Оно должно падать не ниже 10.5 вольт. Если напряжение опускается ниже этого уровня, это может свидетельствовать о проблемах с аккумулятором или стартером.
СОВЕТ №3
Следите за состоянием клемм и проводов аккумулятора. Коррозия или плохие соединения могут привести к неправильному измерению напряжения и проблемам с запуском автомобиля. Регулярно очищайте клеммы и проверяйте их на наличие повреждений.
СОВЕТ №4
Если вы заметили, что аккумулятор быстро теряет заряд, проверьте систему зарядки автомобиля. Убедитесь, что генератор работает правильно и обеспечивает необходимое напряжение для подзарядки аккумулятора во время работы двигателя.