При эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания требуется своевременная регулярная замена технических жидкостей. Кроме моторного масла, автомобилисты должны контролировать уровень и периодически менять охлаждающую жидкость, которая циркулирует по специальным каналам блоков цилиндров бензиновых и дизельных моторов. Своевременная промывка системы охлаждения двигателя способствует увеличению его эксплуатационного ресурса.
Важно! Полная замена охлаждающей жидкости проводится обычно не реже одного раза в 2-3 года эксплуатации, также можно ориентироваться на пробег в 70-75 тыс. км.
Необходимость в очистке
Автовладельцы используют на практике актуальные методы промывки при выявлении загрязнений каналов и перед полной заменой антифриза. В системе охлаждения соединительные патрубки принято считать наиболее уязвимыми при засорении. От загрязнений каналы забиваются и со временем разрушаются от нагрузок. Основным загрязнителем протоков служит образовавшаяся вследствие высокотемпературного воздействия накипь из солей. Она нарастает на внутренней поверхности канальцев и уменьшает проходной диаметр. Если её не удалять, то эффективность системы существенно снижается, мотор перегревается и может выйти из строя. О степени перегрева сигнализирует горящий красный световой индикатор на приборной панели. Избавиться от загрязнений с использованием дистиллированной воды удастся следующим способом:
- двигатель должен быть остывшим, поэтому после остановки потребуется подождать 15-20 минут;
- подставляем под сливное отверстие открытую емкость и отвинчиваем пробку, чтобы стекали остатки отработанного антифриза;
- когда жидкость перестанет течь, закручиваем пробку и вливаем в систему дистиллят в объеме, равном удаленному антифризу;
- доливаем необходимое количество через расширительный бачок;
- заводим ДВС на 15-20 минут на холостых оборотах, также допустимо немого проехать;
- глушим мотор и через несколько минут сливаем образовавшуюся жидкость;
- при выявлении значительного загрязнения воды, процедуру повторяем.
После такой промывки системы охлаждения своими руками и устранения накипи можно в полости заливать чистую охлаждающую жидкость. Плюсом методики является доступность и безопасность обработки. Приобретение дистиллированной воды не составит труда.
Эксперты рекомендуют промывать систему охлаждения двигателя как важную процедуру для поддержания его работоспособности и предотвращения перегрева. Для начала необходимо слить старую охлаждающую жидкость, используя сливной кран радиатора. Затем в систему заливают специальный промывочный раствор, который помогает удалить отложения и загрязнения. После этого двигатель запускают на несколько минут, чтобы раствор циркулировал по системе. Важно следить за температурой, чтобы избежать перегрева. После завершения промывки раствор сливают, а систему промывают чистой водой. Наконец, заливают новую охлаждающую жидкость, соблюдая рекомендации производителя. Регулярная промывка системы охлаждения способствует увеличению срока службы двигателя и повышению его эффективности.
Применение кислот и щелочей
Обработка чистой водой актуальна для каналов, которые не имеют значительного загрязнения. Проблемные полости большинство автомобилистов прочищает при помощи более агрессивных средств, обладающих в основе щелочными или кислотными соединениями. Однако стоит соблюдать меры предосторожности при использовании кислот и другой химии, чтобы их составы в концентрированном или разбавленном виде не повредили полости.
Лимонная или ортофосфорная кислота
Для ДВС, в которых требуется провести чистку от масла либо остатков герметика, используют кислотосодержащие средства. Последовательность такая:
- готовим внимательно раствор, так как безопасно промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой без негативных последствий удастся, соблюдая пропорции, при которых берется 10 литров воды и 1 кг. лимонной кислоты (если загрязнение средней интенсивности, то снижаем концентрацию до 0,8 кг. «лимонки»);
- избавляемся от старого антифриза и вливаем приготовленную смесь в систему охлаждения остывшего двигателя;
- заводим мотор на 10-15 минут, после глушим и даем отстояться в течение 40-45 минут;
- промывка проводится дистиллированной водой тремя-четырьмя повторами, чтобы полностью удалить остатки кислоты.
Нужно запастись около 20 л дистиллята и не превышать концентрации «лимонки». В противном случае агрессивный состав будет разъедать патрубки и соединительные шланги. Аналогичным способом моем каналы с помощью уксуса. Пропорции составляют 10 л. воды на 0,5 л. 9%-ной жидкости. Разогреть необходимо мотор до 100 0С, после глушим. Авто оставляем в покое на 9-10 часов, обычно на ночь. Удаляем получившийся состав. Прежде чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины дистиллятом, при существенном загрязнении повторяем чистку уксусом. Недостаток заключается в необходимости долго ждать очищения. Однако, это компенсируется невысокой стоимостью процедуры. Если же проходы значительно загрязнены, то на процесс уходит несколько дней.
Сода и сыворотка
Бывалый автомобилист нередко прочищает радиатор и печку от накипи каустической содой. Метод актуален лишь для тех моделей, в которых производитель установил медные или латунные компоненты. Если в системе используются алюминиевые патрубки либо радиаторы, то чистка каустиком недопустима. Приведение в порядок рубашки охлаждения подобным средством будет эффективно при соблюдении пропорций компонентов, составляющих раствор. Обычно автомобилисты предварительно демонтируют радиатор и печку для промывки каустиком. В каждый литр воды добавляем 50 граммов соды. Состав отлично справляется даже с застарелыми солевыми или коррозийными отложениями на внутренних стенках. Так как средство достаточно едкое, то работать с ним нужно с соблюдением мер безопасности, используя защитные перчатки. Щадящим по своему химическому воздействию на резиновые компоненты является состав, в основе которого молочная кислота или сыворотка. Предварительно рекомендуем пропускать жидкость сквозь сито, чтобы избавиться от твёрдых частичек. Специалисты рекомендуют проехать на таком составе несколько сотен км. в щадящем режиме. Обработка кисломолочной сывороткой завершается сливом и чисткой дистиллированной водой. Эффект часто сопоставим с работой популярных химических средств. Использовать данную методику допустимо лишь в летний период, так как состав будет застывать при отрицательных температурах, нанеся существенный ущерб.
Альтернативные варианты
В сети многие предлагают использовать Coca-Cola для чистки радиаторов. Есть успешные примеры обработки. Стоит учитывать нюансы, к которым относится применение напитка без сахара. После вливания на ХХ мотор работает около получаса, а далее совершаем поездку на 100-120 км. Следующий шаг – промывка водой и залив антифриза. Эффект достигается благодаря наличию ортофосфорной кислоты как компонента Кока-колы и ее аналогов. Белизну задействовать для подобных операций не рекомендуем. Входящий в структуру гипохлорид натрия вступает в реакцию с алюминием, что особенно заметно при повышении температуры, когда интенсивность взаимодействия повышается. Иные бытовые химические средства действуют на загрязнения так:
- Calgon (Калгон) и сходные вещества отлично противодействуют солям накипи, минус их в нейтральном отношении к коррозионным остаткам;
- Крот и иные средства чистки труб от засоров включают в себя каустик в значительной концентрации, что недопустимо для алюминия;
- Fairy (Фейри) предназначен для устранения жира, но при борьбе с накипью и ржавчиной окажется малоэффективным, также потребует длительной и тщательной очистки после применения.
Обычно подручными средствами пользуются, когда нет возможности купить готовый химический препарат.
Магазинные продукты для промывки системы охлаждения ДВС
В автомагазинах представлен большой выбор современной химии для чистки системы охлаждения. Выпускаются современные препараты, в основе которых могут быть не только кислотные или щелочные составы, но и нейтральные. Также предлагаются двухкомпонентные средства. Большинство средств выпускается в виде особых присадок для тосола. Наиболее популярной автохимией такого типа являются средства:
- Hi-Gear Radiator Flush – 7 minute выпускается американской компанией. В составе отсутствуют агрессивные кислоты, что позволяет избежать последующей нейтрализации обработанных каналов. После чистки работоспособность радиатора повышается до 50%. Время обработки – не более 7 минут.
- LAVR Radiator Flush Classic – используется в любых авто. Обладает высокой эффективностью, повышая ресурс работы помпы, очищая термостат и продлевая работу антифриза на 40%.
- Bizol Kuhlerreiniger – рассчитано на очистку от всех загрязнений. Плюсом средства является максимальная нейтральность к пластику, резине и иным неметаллическим элементам.
Если есть сомнения, то можно обратиться к профессионалам, которые выполнят обработку за дополнительную плату.
Вывод
Игнорировать своевременную замену охлаждающей жидкости не стоит. Также можно вместе с антифризом применять специальные присадки, продлевающие срок действия жидкости. При необходимости чистку проводят с минимальными вложениями. О том, каким средством пользуетесь, расскажите в комментариях.
Вопрос-ответ
Как часто нужно промывать систему охлаждения двигателя?
Промывать систему охлаждения рекомендуется каждые 2-3 года или каждые 30,000-50,000 километров пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и типа используемого антифриза. Регулярная промывка помогает удалить отложения и коррозию, что способствует более эффективной работе системы.
Какие средства можно использовать для промывки системы охлаждения?
Для промывки системы охлаждения можно использовать специальные промывочные жидкости, которые продаются в автомагазинах. Эти средства разработаны для удаления отложений и загрязнений. Также можно использовать дистиллированную воду, но она менее эффективна при наличии серьезных загрязнений.
Как правильно провести промывку системы охлаждения?
Для промывки системы охлаждения необходимо сначала слить старый антифриз, затем залить промывочную жидкость или дистиллированную воду и запустить двигатель на несколько минут, чтобы жидкость циркулировала по системе. После этого нужно слить промывочную жидкость и снова залить новый антифриз, следуя рекомендациям производителя.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом промывки системы охлаждения убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит ожоги и повреждения, связанные с горячими жидкостями. Также рекомендуется использовать защитные перчатки и очки для безопасности.
СОВЕТ №2
Используйте специализированные промывочные жидкости, которые помогут удалить отложения и загрязнения из системы. Следуйте инструкциям на упаковке, чтобы достичь наилучших результатов и не повредить компоненты системы охлаждения.
СОВЕТ №3
После промывки обязательно тщательно промойте систему чистой водой, чтобы удалить остатки промывочной жидкости. Это поможет избежать коррозии и повреждений, которые могут возникнуть из-за остатков химикатов.
СОВЕТ №4
После завершения промывки и сушки системы охлаждения заполните её свежим антифризом, соответствующим рекомендациям производителя вашего автомобиля. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости, чтобы избежать перегрева двигателя в будущем.