Большую популярность автомобильные карбюраторы Солекс приобрели благодаря возможности создания разнообразных модификаций этого устройства. Такая универсальность достигается проточкой диффузоров. Однако в большей степени их используют на силовых агрегатах с объёмом, меньшим 1500 см. куб. Порой возникает необходимость в ознакомлении с принципом работы и особенностями регулировки таких агрегатов.
Устройство карбюратора Солекс 21083
Все устройства из этой серии отличаются принципиально унифицированной конструкцией. Определённые различия в модификациях связаны с применением дозирующих подачу горючего элементов. В целом карбюраторы рассчитаны на 2 поплавочные камеры, систему открытия дросселей, а также охлаждение каналов холостого хода.
В корпусе можно обнаружить поплавковую камеру и 2 камеры для смеси горючего с диффузорами. Кроме того, здесь же присутствуют экономайзер с эконостатом, каналы для прохода топлива и воздуха, заслонки дросселя, винты регулировок и настроек. К корпусу пятью винтами крепится крышка. В ней предусматриваются топливные штуцеры, электромагнитный клапан и игольчатый, воздушная заслонка и ряд других небольших узлов.
В карбюраторах этой серии конструктивно продумано несколько систем:
- главные дозирующие и переходные для каждой из обеих камер;
- экономайзеры мощности и холостого хода;
- механизм поплавковый;
- эконостат;
- система холостых оборотов;
- устройство для пуска;
- ускорительный насос;
- система открытия заслонок дросселя и др.
Даже неискушённому в вопросах ремонта автолюбителю будут заметны внешние отличия между карбюраторами Солекс и Озон (ещё одна популярная разновидность этого оборудования).
Эксперты отмечают, что карбюраторы Солекс 21083 являются одними из самых популярных решений для автомобилей отечественного производства. Их конструкция обеспечивает надежную работу и простоту в обслуживании. Специалисты подчеркивают, что правильная регулировка этих карбюраторов критически важна для достижения оптимальной производительности двигателя. В частности, необходимо уделить внимание настройке холостого хода и смеси, что позволяет добиться экономии топлива и снижения выбросов. Кроме того, эксперты рекомендуют регулярно проверять состояние дроссельной заслонки и жиклеров, так как их загрязнение может существенно ухудшить работу карбюратора. В целом, при соблюдении всех рекомендаций по настройке и обслуживанию, карбюраторы Солекс 21083 способны обеспечить стабильную и эффективную работу двигателя на протяжении долгого времени.
Принцип действия
У карбюраторов этого бренда принцип работы примерно таков же, как и у других отечественных аналогов. Через специальные жиклёры горючее, как и воздух, поступают в поплавковую камеру, где происходит дальнейшее смешивание. Через диффузоры она поступает к двигателю. Водитель нажатием на педаль акселератора приводит в действие привод с дроссельными заслонками. По принципу своего устройства в карбюраторе можно регулировать, как количество, так и качество рабочей смеси на основе воздуха и топлива.
Принцип работы прост, однако зачастую возникает при эксплуатации потребность в калибровке данного устройства. Эти проблемы указывают на наличие определённых неисправностей. Если при корректировке положения винта количества топлива от двигателя не поступает соответствующих реакций, значит, что поступает излишне много бензина в канал холостого хода. Это может быть следствием несоответствия размеров соответствующих жиклёров, либо деформировались их посадочные места. Также это может возникать из-за неправильной установки электромагнитного клапана.
С целью повышения эффективности работы узла и увеличения мощности проводятся мероприятия по его модернизации. Известны такие варианты, которые могут повлиять на принцип действия Солекс 21083:
- Выставление нового уровня горючего в поплавковой камере с одновременной заменой иглы. Так удаётся обеспечить карбюратору более стабильную работу. Многие используют резиновую запорную иглу — она позволяет поддерживать заданный режим оборотов.
- Распиливание дроссельных заслонок. При этом устанавливаются несколько меньшие сечения входных отверстий, чем предусмотрено штатными стандартами. Это позволит снизить прожорливость мотора, а заодно и выброс вредных веществ. Топливовоздушная смесь сможет более равномерно распределяться по цилиндрам.
- Процедура полировки диффузоров. Она позволяет снизить потери за счёт аэродинамического эффекта.
Других отличий, влияющих на принцип действия, у карбюраторов марки Солекс 21083, не предусмотрено.
Регулировка карбюратора Солекс 21083 — основные нюансы
Большинство автомобилистов рано или поздно сталкивается с проблемой регулировки карбюратора Солекс 21083. Она включает в себя коррекцию работы холостых оборотов и уровня топлива. Рассмотрим подробнее каждую из этих операций:
- Коррекция уровня топлива в камере. Чтобы задать новый уровень, следует ориентироваться на то положение, которое занимают поплавки по отношению к крышке этого топливного узла. Однако работа бензонасоса на разных авто с одной и той же моделью Солекс 21083 может отличаться. Это приводит к тому, что давление на запорный клапан тоже может быть различным. Чтобы точно выставить уровень бензина, сначала двигатель прогревают в течение 5-10 минут, после чего глушат. Далее снимается шланг подачи бензина, чтобы излишки не повлияли на точность проводимых замеров. Теперь выкручиваются винты, крепящие крышку к корпусу устройства. Как только снят трос подсоса, можно осторожно приподнимать крышку. Теперь пришла очередь замеров, которые проводятся линейкой или штангенциркулем. Между поверхностью крышки и поверхностью уровня топлива должно быть 25-миллиметровое расстояние. Среднее расстояние устанавливается как усреднённое значение между значениями каждой из камер.
- Регулировка холостых оборотов мотора. К этой процедуре приступают уже после того, как в поплавковых камерах был откорректирован уровень топлива. Для этого берётся плоская отвёртка, с помощью которой до максимума закручивается винт качества противоположно ходу часовой стрелки циферблата. После этого его выкручивают на 5 оборотов, а затем ещё на 1. Можно запускать двигатель и убирать подсос топлива. Теперь обращаются к помощи винта качества. За основу берётся минимальная частота, обеспечивающая устойчивую работу мотора. Нормальное значение будет в диапазоне 900-1200 единиц. Это свидетельствует о создании минимального разряжения. Теперь можно закручивать его обратно до появления неустойчивых оборотов. От этого положения винт следует вернуть на 1 оборот до восстановления устойчивой работы. Настройка холостых оборотов приводит к достижению эффективного соотношения устойчивой работы силового агрегата при минимальном разряжении.
По показателю качества смеси существует собственная градация. Главная задача функционирования карбюратора заключается в подготовке смесей, которые могут быть следующими:
- в нормальной смеси пропорции бензина и воздуха составляют примерно 1 и 15 частей соответственно. Сгорание происходит без остатка, а мощность находится на достаточном уровне;
- в обогащённой рабочей смеси на 1 часть воздуха приходится от 13 до 15 частей топлива. Его потребление двигателем возрастает, но заодно это приводит к его повышенной отдаче;
- в богатой смеси воздуха становится ещё меньше по отношению к горючему. Благодаря кислородному дефициту не происходит полного сгорания бензина в цилиндрах. Кроме того, сам силовой агрегат может работать с перебоями;
- на переобогащённой смеси (соотношение бензина всего 1/5) двигатель работать не сможет, поскольку искра не сможет зажечь топливо вследствие нехватки кислорода;
- в обеднённой наблюдается пропорция бензина менее, чем 1/15 в сравнении с воздухом. Работа мотора становится максимально экономичной, однако недостаточно эффективной;
- в бедной смеси будет на 1 часть горючего 17 и более частей кислорода. Двигатель работает и не экономично, и не устойчиво.
Проблема настройки карбюратора Солекс 21083 как раз связана с тем, что он используется для приготовления рабочей смеси. В ходе приготовления происходит частичное испарение паров горючего, а также их последующее смешивание с частями воздуха.
Наиболее часто при эксплуатации транспортных средств встречаются несколько проблем и неисправностей работы карбюратора, требующие регулировки поплавков ВАЗ 2108 Солекс и других конструктивных элементов. Проявляют они себя следующими симптомами:
- мотор захлёбывается при работе на холостых оборотах. Частая причина такой неисправности кроется в засорении топливного жиклёра. Зачастую помогает просто его выкрутить и продуть струёй воздуха. В отдельных случаях может выйти из строя блок управления клапаном. Для этого можно подать питание на его разъём и убедиться в том, что оно поступает;
- характерные провалы, когда водитель резко жмёт ногой на педаль акселератора. Как правило, причина будет скрываться в работе ускорительного насоса — либо порвалась его диафрагма, либо засорились распылители;
- повышение потребления горючего и, одновременно, неустойчивые холостые обороты. Связано с нарушениями работы игольчатого клапана. Из-за его негерметичности переполняется поплавочная камера, поэтому лучшим решением станет полная замена клапана.
Основным предназначением карбюраторов марки Солекс, устройство и настройка которых разбирались в сегодняшнем обзоре, является их установка на 1,5 литровые двигатели автомобилей концерна АвтоВАЗ. Одним из основных преимуществ стало появление в конструкции электромагнитного клапана, регулировавшего на холостых оборотах подачу горючего. Кроме того, предусмотрен подогрев топливовоздушной смеси перед дальнейшим поступлением её в цилиндры. Поэтому разборку и настройку этого топливного оборудования можно выполнить в своём гараже, если воспользоваться приведенными рекомендациями. У кого имелся собственный опыт регулировки изделий марки Солекс, приглашаем поделиться им с остальными читателями.
Вопрос-ответ
Каковы основные характеристики карбюратора Солекс 21083?
Карбюратор Солекс 21083 отличается простотой конструкции и надежностью. Он имеет два основных канала для подачи топлива и воздуха, что обеспечивает оптимальное смешивание и эффективное сгорание. Также стоит отметить наличие системы автоматического обогащения смеси при холодном запуске, что улучшает запуск двигателя в холодную погоду.
Как правильно отрегулировать карбюратор Солекс 21083 для оптимальной работы?
Для регулировки карбюратора Солекс 21083 необходимо сначала установить его на двигатель и обеспечить правильное соединение всех трубок. Затем следует отрегулировать холостой ход, используя винт регулировки, и проверить работу дроссельной заслонки. Также важно настроить уровень топлива в поплавковой камере, чтобы избежать переобогащения или недостатка смеси.
Какие распространенные проблемы могут возникнуть при эксплуатации карбюратора Солекс 21083?
Среди распространенных проблем можно выделить затрудненный запуск двигателя, неустойчивую работу на холостом ходу и повышенный расход топлива. Эти проблемы могут быть вызваны загрязнением жиклеров, неправильной регулировкой или износом деталей карбюратора. Регулярная чистка и обслуживание помогут избежать большинства из этих проблем.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с карбюратором Солекс 21083 обязательно ознакомьтесь с его конструкцией и принципом работы. Это поможет вам лучше понять, как регулировка влияет на производительность двигателя и какие элементы требуют внимания.
СОВЕТ №2
При регулировке карбюратора используйте только качественные инструменты и запчасти. Это обеспечит точность настройки и продлит срок службы устройства. Не забывайте проверять состояние всех уплотнителей и прокладок перед сборкой.
СОВЕТ №3
Регулировка карбюратора должна проводиться на прогретом двигателе. Это позволит добиться более точных результатов, так как температура влияет на свойства топлива и воздухопоток. Убедитесь, что двигатель работает стабильно перед началом настройки.
СОВЕТ №4
После завершения регулировки обязательно проведите тест-драйв автомобиля. Обратите внимание на поведение двигателя на разных оборотах и условиях. Если возникают проблемы, не стесняйтесь повторно проверять настройки карбюратора.