Многие водители, особенно новички, столкнувшись с такой распространённой неисправностью, как неработающая лампочка головной оптики, немедленно отправляются в автосервис, готовые расстаться с кругленькой суммой.
Между тем это в большинстве случаев довольно простая операция, зачастую не требующая даже использования какого-либо инструмента, за исключением перчаток.
Когда требуется замена лампочек в передних фарах
Работоспособность головной оптики зависит от нескольких факторов:
- исправности самих лампочек;
- целостности предохранителя;
- состояния электропроводки.
Часто блок фар со временем теряет герметичность, из-за чего внутрь попадает влага. Если её много и она присутствует в контактной группе, не исключено возникновение короткого замыкания. В этом случае перегорает плавкий предохранитель, а исправить ситуацию можно заменой плавкого предохранителя и просушкой оптики с последующей заменой герметика.
Стандартная галогеновая лампа имеет ресурс от двух до пяти лет, срок службы зависит как от общего качества изготовления лампы, так и от материала самой нити. Перегоревшая лампа восстановлению не подлежит, её необходимо менять на новую.
Автомобиль недаром называется движимым имуществом. Если учесть присущее российским дорогам качество дорожного полотна, не удивительно, что контактная группа оптики подвержена усиленной тряске и вибрациям, так что со временем не исключены случаи ухудшения контактов в разъёмах. Это может проявляться кратковременными пропаданиями света при проезде неровностей, и тогда нужно тщательно проверить надёжность контактов и целостность соединительных проводов в месте их входа в разъёмы.
Существуют признаки, сигнализирующие о том, что в краткосрочной перспективе свет перестанет работать и вам потребуется замена ламп передних фар:
- если у вас установлены ксеноновые фары и они после включения начинают гореть ярко, как положено, но спустя несколько десятков секунд после прогревания ламп появляется розовый оттенок;
- слишком яркий или, наоборот, потускневший свет «галогенок» свидетельствует об их возможной скорой кончине;
- если стоят LED-лампы, то признаком их выхода из строя является периодическое мигание.
Можно сразу отправляться в магазин при возникновении описанных симптомов, не дожидаясь, пока вы останетесь без света в самый неподходящий момент.
При появлении розового спектра ксеноновых ламп у вас есть примерно 2-3 дня до полного выхода из строя.
Усиленное свечение галогенной рампы можно объяснить истончением нити, что становится причиной её нагревания до температур, заметно превышающих номинальную. В этом случае лампа начинает светить заметно сильнее, но такое положение вещей сохраняется недолго. Обычно или во время поездки, или при следующем включении истончённая нить перегорает.
Но случается и противоположный сценарий. Когда нить обгорает, она загрязняет колбу продуктами горения изнутри, что приводит к потускнению света головной оптики. Такая лампа может светить ещё долго, но с существенным уменьшением светимости и размытием или полным пропаданием светотеневой полосы.
Если светодиодные лампы начинают мигать, это явный признак их скорой кончины, и если не предпринять необходимых мер, дело может закончиться перегоранием плавкого предохранителя. Кроме того, в случае выхода из строя управляющей электроники LED-оптики (платы или стабилизатора) может произойти перегрев электропроводки и КЗ контактов реле.
Согласно мнению экспертов, замена лампочки в передней фаре автомобиля — это задача, которую можно выполнить самостоятельно, если следовать нескольким простым шагам. Во-первых, важно ознакомиться с руководством пользователя, чтобы понять, как открыть капот и получить доступ к фаре. Затем необходимо отключить аккумулятор для безопасности. После этого следует аккуратно снять защитный кожух, если он имеется, и извлечь старую лампочку, обращая внимание на ее тип и крепление. Установка новой лампочки требует осторожности, чтобы не повредить ее. Эксперты советуют избегать касания стекла новой лампочки, так как это может сократить ее срок службы. После установки лампочки важно проверить работу фары, прежде чем закрыть капот. Таким образом, с правильным подходом и вниманием к деталям, замена лампочки может быть выполнена без особых трудностей.
Как выбрать «правильную» лампу
Не стоит относиться к выбору перегоревшей лампы пренебрежительно – ведь скупой платит не единожды, а использование некачественного светоизлучающего элемента не только ухудшает освещение дороги, но и служит намного меньше.
Наши простые рекомендации помогут вам избежать подобных ошибок:
- не выбрасывайте перегоревшую лампочку, покажите её продавцу автомагазина, и он подберёт подходящую;
- можно просто зайти в интернет-магазин, предлагающий поиск деталей по VIN-коду автомобиля (как вариант – наименованию модели и года выпуска).
Покупая светодиодные лампы, обращайте внимание на тип охлаждения, он должен быть подходящим, а также на полярность разъёма. Встречаются LED-лампы с активным охлаждением (вентиляторы, встроенные в корпус) и пассивного типа. Они различаются по габаритам и не всегда совместимы, могут просто не поститься в блок-фаре. Бренды, почитающиеся в мире светодиодных автомобильных ламп:
- Osram.
- MTF.
- General Electric.
Для ксеноновых ламп и галогенок важно подобрать подходящий цоколь, стоит обратить внимание и на мощность. У ксеноновых ламп она, как правило, соответствует номиналу в 35 Вт, у галогенных стандарт – 55 Вт. Что стоит у вас, можно узнать по маркировке фары или в руководстве пользователя.
Фирмы, считающиеся лучшими производителями ксеноновой и галогенной оптики:
- Philips
- Bosch
- Koyto
- Osram
- MTF
Мода на светодиодную оптику мотивирует многих автомобилистов перейти с ксенона или галогенных ламп на LED. Но такая модификация не ограничивается простой заменой ламп: придётся заняться монтажом собирающих линз, а в ряде случаев модифицировать электропроводку. В противном случае свет головной оптики может функционировать неправильно, не обеспечивая соблюдения необходимых требований по безопасности.
А это грозит штрафом в 500 рублей с изъятием модуля, не соответствующего параметрам конкретной модели. Плюс вам выдадут предписание по устранению неисправности в 10-дневный срок.
Необходимые инструменты
Во многих случаях демонтаж ламп головной оптики производится вообще без инструментов. Если вы привыкли закручивать клеммы АКБ, потребуется ключ на 10, чтобы их снять на время работы.
Иногда может потребоваться отвёртка, а в некоторых моделях операция замены лампы требует снятия бампера, демонтажа фары или даже снятия колеса, чтобы получить доступ к монтажному отверстию. И тогда список необходимых инструментов будет обширнее. Кроме набора гаечных ключей, вам понадобятся пара отвёрток с разными наконечниками и размерами и ветошь.
Перед тем, как заменять лампочку в фаре, необходимо вымыть автомобиль, иначе вы рискуете поцарапать ЛКП и занести грязь и влагу во внутренне пространство фары.
Алгоритм замены лампочек своими руками
Замену можно производить и зимой, и даже на улице – каких-то температурных ограничений нет, кроме ваших собственных предпочтений. Для демонтажа перегоревшей лампы ближнего/дальнего света необходимо выполнить ряд подготовительных операций:
- отключить АКБ, сняв отрицательную клемму;
- освободить пространство в моторном отсеке для доступа к фонарям головной оптики. Поскольку моторный отсек современных автомобилей «заселён» очень плотно, возможно, потребуется снятие патрубков, воздушного фильтра, самого аккумулятора, расширительного бачка или иного навесного оборудования;
- после этого можно приступать к отключению колодки, запитывающей фару. Но работать придётся наощупь, хотя для наглядности можно воспользоваться смартфоном, чтобы сфотографировать узел крепления фар.
Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм, как поменять лампочку передней фары:
- нащупав резиновую заглушку, снимаем её и пробуем отсоединить контактную колодку. Упростить задачу можно расшатывая её со стороны в сторону;
- переходим к передней части машины, чтобы приступить к демонтажу крышки-блока фар. Она может крепиться по-разному, наиболее распространёнными вариантами являются пластиковый зажим, металлический зажим или винтовое крепление. В первом случае в верхней части блока имеется рычажок, на который нужно нажать и одновременно потянуть крышку на себя. Если используется металлическое крепление, достаточно потянуть корпус крышки вверх и вправо. Винтовой способ крепления предполагает откручивание блока против часовой стрелки – такой вариант является самым распространённым;
- теперь открывается доступ к самой лампе. Она удерживается в посадочном гнезде посредством проволочного фиксатора в виде скобы, надавив на которую, можно вывести из зацепления крепёжный механизм в виде пружины с проушинами. Фиксатор другим концом крепится к металлическому кронштейну. Отводим его в сторону и аккуратно вытаскиваем лампу. Вращать цоколь не нужно, он не имеет резьбы.
Чтобы поменять лампу в фаре, не нужно вынимать пружину – она не мешает извлечь осветительный прибор, а вставить её обратно будет непростой задачей. Достаточно откинуть фиксатор в сторону.
Перед установкой новой лампы протрите её заранее приготовленной чистой ветошью, при установке на штатное место старайтесь держать её за цоколь, а если не получается, используйте тонкие безворсовые тканевые перчатки. Все остальные операции выполняем в обратном порядке.
Завершающее действие по замене лампочки в фаре – подключение контактной колодки, здесь вам и пригодится фотография, сделанная до демонтажа. Проверьте работу лампы, если она светит ярче другой, то стоит поменять и вторую.
Вопрос-ответ
Какие инструменты понадобятся для замены лампочки в фаре автомобиля?
Для замены лампочки вам понадобятся: отвертка (обычно крестовая), перчатки для защиты рук, а также новая лампочка, соответствующая модели вашего автомобиля. В некоторых случаях может понадобиться также плоскогубцы.
Как узнать, какая лампочка нужна для замены?
Чтобы узнать, какая лампочка подходит для вашего автомобиля, вы можете обратиться к руководству пользователя, где указаны все технические характеристики. Также можно посмотреть на старую лампочку, на ней обычно есть маркировка с моделью и типом.
Что делать, если лампочка не горит после замены?
Если лампочка не горит после замены, проверьте, правильно ли она установлена и подключена. Также стоит проверить предохранители и электрическую проводку. Если проблема не решается, возможно, потребуется обратиться к специалисту для диагностики.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что автомобиль выключен и ключи вынуты из зажигания. Это не только обеспечит вашу безопасность, но и предотвратит случайное включение фар во время замены лампочки.
СОВЕТ №2
Проверьте руководство пользователя вашего автомобиля. В нем обычно содержится информация о типе лампочки, необходимой для замены, а также пошаговые инструкции по доступу к фаре.
СОВЕТ №3
Используйте перчатки при установке новой лампочки. Это поможет избежать загрязнения стекла лампочки маслами с кожи, что может сократить срок службы лампочки.
СОВЕТ №4
После установки новой лампочки обязательно проверьте ее работу, включив фары. Убедитесь, что обе фары работают корректно, чтобы избежать неравномерного освещения дороги.